Телефон: +7 (3012) 44-23-53

Мемориальный комплекс "Спасская церковь" как духовный ориентир

Город Улан-Удэ берет начало в 1665 году, когда служилые люди под  началом пятидесятника Гаврилы Ловцова и казачьего десятника Осипа Васильева поставили на вершине скалы устья реки Уды ясачное зимовье. В 1677-1680 году на месте зимовья был сооружен Удинский острог – крепость для защиты границ Российского государства. По окончании обустройства крепости, в первой половине 1690-х годов, жители города – казаки, служилые люди начали хлопотать о строительстве в Удинске церкви во имя Спаса Нерукотворного.

В 1696 году с благословения митрополита Тобольского и Сибирского Игнатия и при активном содействии настоятеля Троицко-Селенгинского монастыря Архимандрита Мисаила в посаде в деревянном исполнении был поставлен первый храм Удинска (Верхнеудинска – Улан-Удэ) – церковь Образа Спаса Нерукотворного.

Спасская церковь стала градообразующей: вокруг неё формировался ансамбль из храмов Апостолов Петра и Павла и Богородице-Владимирского, создавая узнаваемую панораму сибирского города. В 1765 году на месте сгоревшего первого строения было поставлено второе молитвенное здание Спасского храма, тоже из дерева, которое, предположительно, в 1809 году разобрали, переправили за реку Уду и воссоздали как Вознесенскую церковь, приписную к Спасской. Каменное здание церкви возвели в 1796-1800 годах. Все постройки церкви осуществлялись на средства горожан, в первую очередь – местного купечества и казачества.Церковь стала духовной опорой жизни горожан, центром распространения православной культуры. Вера помогала преодолевать жизненные невзгоды и трудности. Распространение православной культуры содействовало росту бытовой культуры,формировало основы комфортного сосуществования различных наций и народностей.

В 1830 году из трех тысяч жителей Верхнеудинска прихожанами Спасской церкви состояли более двух тысяч человек – жители города и окрестных деревень: казаки, купцы, дворяне, мещане, военные, чиновники, ремесленники, крестьяне, учителя, ясашные.

Заслуживает почтения за свои труды причт Спасской церкви – церковно-священнослужители, молившиеся за благополучие Российского госу-дарства и жителей города Удинска (Верхнеудинска-Улан-Удэ).

Священники  вели так называемые «Троечастные книги», в которых указывали всех родившихся, вступивших в брак и ушедших из жизни, выполняя задачу статистической и метрической регистрации граждан. Церковь выполняла важные общегосударственные задачи: здесь объявлялись общероссийские указы, приводились к присяге должностные лица, хранились государственные деньги и драгоценности местного казначейства. Её служители  участвовали в противоэпидемических мероприятиях, добивались от городских властей сострадательного отношения к калекам, убогим, сиротам, преподавали в образовательных учреждениях.

Зачастую служение православию переходило от отца к сыну, создавались  династии церковно-священнослужителей. В Удинске (Верхнеудинске, Улан-Удэ) и  такими династиями стали  Софроновы, Шергины, Трапезниковы, Поповы, Пляскины, Старковы, Корнаковы, Рубцовы, Громовы и другие.

После революции 1917 года наступили богоборческие времена – церковь была отделена от государства. В 1936 годуСпасская церковь была закрыта, договор с общиной верующих расторгнут, ценности изъяты, а  храм  разобран на строительные материалы.

Наиболее полно осветил историю Спасской церкви в своей книге «Верхнеудинская Спасская церковь (1696-1930-е годы). Исторические сюжеты» кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры Республики Бурятия Л.Г. Орлов. Книга вышла в 2012 году.