Телефон: +7 (3012) 44-23-53

Кто и зачем разрушил первую церковь Удинска?

17 февраля 2016 г.

Зоя Степанова, газета "Традиция"

«Что такое человек без памяти? Это потерянный человек» Л. Орлов

Гуляя по улицам малой родины, мы любуемся ее архитектурой, историческими памятниками и редко задумываемся об их истинной истории. Слава Богу, что есть люди, свято хранящие память о достоянии родных мест. И в первую очередь это историки, ученые, фиксирующие не слухи или домыслы, а только достоверные факты, порой страшные и ужасающие, но правдивые и без прикрас. С одним из таких людей мы сегодня вас познакомим.

Разрушили храм — убили историю

Леонид Орлов, кандидат исторических наук, преподаватель академии культуры, более 40 лет занимается историей в самом широком ее понимании. Он не ограничивается одной Бурятией, а всегда рассматривает ее в общероссийском контексте, ибо невозможно понять смысл, не беря в расчет события, происходившие вне современной республики.

Родом Леонид Георгиевич из Кабанского района, села Байкало-Кудара, в Улан-Удэ живет с 1953  года. Как истинный патриот, он не мог не писать о своей малой родине, поэтому, как только открылись архивы, он первым делом заглянул в документы по своему селу. Так появилась книга: «Трудные судьбы раскулаченных крестьян Байкало-Кудары».

— Я уже пожилой человек, многое повидал, но каждый раз берут слезы, когда вспоминаю, что пришлось пережить моим землякам,  — переживает ученый.

Трудно и больно нам сегодня читать эти строки и страшно даже представить, что пришлось пережить нашим предкам, ведь в те годы отнимали и последнюю отдушину — веру и Бога.

— Я человек не воцерковленный, но, как мирянин и сын своей родины, всегда интересовался историей православия. Храмы всегда были частью истории, и их разрушение вписывается в картину раскулачивания. По многим церквям документов нет или они оставались долгое время засекреченными.

В поисках информации Леонид Георгиевич наткнулся на документы по Верхнеудинской Спасской церкви (фонд № 213 Государственного архива Бурятии). Это был единственный храм раннего Удинска, поэтому для истории современного Улан-Удэ эти документы — настоящая ценность. Понимая это, историк написал книгу: «Верхнеудинская Спасская церковь: исторические сюжеты 1696-1930-е годы».

Троянский конь православия

Удинск, или Удинский острог, какое-то время существовал без церкви, что угнетало местных жителей, ведь по тем временам храм был единственным местом, где человек мог отвести душу. Поэтому служивый люд неустанно просил епископа Тобольска: «…Живем мы в Удинску много лет с женами, детми а церкви божию в Удинску нет, а лес который мы заготовили третей год гниет…» Подписывалось послание крестьянами, ямщиками, торговцами, казаками — все они жили мечтами построить собственный храм. В 1696 году их чаяния сбылись, так появилась та самая церковь, вымоленная голосами тысяч людей. Много лет здесь стоял храм, люди обращались к Богу, им отпускали грехи, здесь венчались и крестили детей. Но наступили печально известные 1920-е годы и началась тяжелая неравная борьба староверов и обновленцев, на которых раскололась Спасская православная община.

— Обновленцев называли троянским конем советского Православия, ведь они проникли и раскололи общество изнутри, брали людей за самое дорогое — их веру, — отмечает ученый.  — И, как следовало ожидать, победили те, кто стоял на позициях власти. В 1923 году церковь отдана обновленцам.

Взорвали в угоду власти

Храм у староцерковников отняли, а сами они подверглись гонениям, некоторые из них — репрессиям и высшей мере наказания — расстрелу. Здесь нити истории о храме начинают теряться, и наш эксперт задается вопросом: «Когда же была разрушена Спасская церковь?»

— Я писал в ФСБ, просил дать документы по разрушению храма, но мне отказали, якобы такой информации нет,  — рассказывает преподаватель. — Но я не сдавался, работал с газетами, благо опыт был. И что вы думаете? Ни одного упоминания? Позже вместе с Людмилой Торяник из Общества русской культуры мы смогли установить точную дату разрушения Спасской церкви.

Были найдены косвенные документы, указывающие на дату разрушения храма. Что это были за документы? Это материалы Улан-Удэнского горсовета, коммунальных служб, Совета народных комиссаров и прочих.

Не один день провели Людмила Торяник и Леонид Орлов, изучая архивные документы. И сегодня они с уверенностью могут сказать, что Спасская церковь было варварски разрушена в период с 15 по 30  мая 1936  года. Леонид Георгиевич отмечает, что сделано это было исключительно по политическим мотивам.

«Православный храм своеобразной архитектуры, украшавший город, стал бессмысленной (!) жертвой местной власти. Его уничтожение — невосполнимая утрата для русской культуры г. Улан-Удэ» — пишет Людмила Торяник в своей статье на сайте Общества русской культуры.

Усилиями Общества русской культуры на месте разрушения храма (при развязке Удинского моста с северной стороны) в 2014 году установлен Поклонный крест в память о Спасской церкви.