У Людмилы Моисеевны Щетининой в активе уже несколько книг, в основном поэтических. Но в последние годы её подводит здоровье. Сдали ноги, пошаливает сердце. Она теперь лишена радости непосредственного общения с природой, с друзьями. Но она по-прежнему занята творчеством. Полна планов, задумок, идей. Не ослабло её пристрастное отношение к своему и чужому труду. Сохранился и прежний горячий интерес к жизни. Она внимательно следит за успехами своих коллег по «ОЛИМПу», по литературному цеху. На её столе рядом со своими рукописями – кипа газет и книг. Не переставая, звонит телефон. Словом, многими нитями она связана с внешним миром и со своими читателями.
У замечательного детского писателя – природоведа и краеведа Виталия Бианки есть лирический рассказ «Чайки на взморье», в котором повествуется о том, как море «подарило» мальчику сундучок, оказавшийся пустым. Имелось лишь зеркальце на крышке, в котором мальчуган увидел самого себя. Шло время, и он вырос, стал писателем, но до сих пор хранит этот сундучок и кладёт в него каждую свою новую книгу.
И вот когда он открывает теперь крышку сундучка, по-прежнему в зеркальце видит то же своё лицо, те же удивленные, сияющие, хотя и постаревшие глаза. Но ещё он видит и другое: множество человеческих лиц, которые глядят на него с благодарностью и вниманием. Это те люди, с кем делил он радости и горе на долгой жизненной дороге, о ком рассказывал в своих книгах.
Завершая рассказ, и как бы рассказывая своё творческое кредо, писатель пишет: «Пытать, разведывать жизнь, разгадывать её удивительные тайны – это только половина дела. Другая же – в том, чтобы опыт свое работы, свои открытия – большие и маленькие – передать людям».
И, как мне кажется, именно этим кредо руководствуется Л.М. Щетинина. Беспокойное сердце литератора и краеведа в сочетании с большой работоспособностью позволили ей достигнуть уровня наших известных литературоведов и одновременно добиться неплохих успехов на поэтическом поприще. Свидетельством тому – её новая книга «Прозрений дивный свет», похожая на сплав очерков, портретных зарисовок и статей.
Эта книга начинается с раздела «Жертвы жребия земного», в котором речь идёт о русских поэтах – представителях трёх поколений: М.Ю. Лермонтове, С.А. Есенине и Н.М. Рубцове. И, думается, что выбор этот не случаен. Ведь всех их, как считает Л.М. Щетинина, объединяет поэтический дар и, конечно же, трагическая судьба. И, отвечая на возможный вопрос читателя: «… Зачем вновь писать о русских классиках, если всё их творчество, вся их жизнь были давно уже изучены?», она приводит ряд весомых доводов. И самый главный из них – это то, что именно она, русская литература, представленная в её книге не только поэтической триадой, но ещё и большой группой сибирских писателей – современников, и является единственной, на взгляд автора, силой, способной противостоять угрозам «современной цивилизации».
И, развивая далее эту мысль, Щетинина задаётся вопросом: «Для чего в эту книгу включены статьи о писателях и поэтах, современницей которых я была рада быть?». И сама же отвечает: «Прежде всего, для того, чтобы вернуть читателю нового поколения серьёзную заинтересованность в чтении книги, как источника знаний. Ведь только при чтении книги возможно возрождение духовных ценностей и утраченной человечности…».
И не случайно следующему разделу она предпослала своеобразное заглавие – «Родом из тех палестин». Овеянные романтической и ностальгической дымкой времени, воспетые благодарным пером автора, пред нами встают известные, талантливые «шестидесятники» прошлого столетия. Это – и А.Б. Соктоев – «Человек и Учёный с большой буквы» (по образному выражению автора); и народные писатели республики И. Калашников и К. Карнышев, литераторы М. Шиханов и С. Захарова; человек драматической судьбы, с юных лет тяжким недугом прикованная к постели, поэтесса И. Филиппова, – все рано ушедшие из жизни. И ныне живущие и творящие на радость читающему люду, известные всей России сибирские литераторы: В. Распутин, А. Байбородин и К. Балков. Это и детская сказочница В. Султанова; и поборник правды и добра, хранитель истории большой и малой родины Л. Орлов; и его тёзка, автор оригинальных повестей, Г. Орлов.
Особняком и в то же время как бы продолжением, своеобразным эпилогом всей книги стоит её заключительный прозаический раздел – «Хождение по мукам», в котором Л.М. Щетинина остро ставит вопрос о важности и необходимости сохранения и восстановления памяти о русских казаках-землепроходцах, основавших наш город.
Всё, о чём пишет она, ей известно по личным наблюдениям и впечатлениям, собственным переживаниям, непосредственному опыту и, конечно же, работе над первоисточниками. И поэтому так убедительно, интересно и познавательно подан ею весь тот материал, объединённый в главки этой книги. Верится, что читателям будет небезынтересно перелистать и внимательно прочесть страницы этой интересной и нужной книги.
Евгений Голубев, кандидат философских наук